Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Прокуратура разъясняет

Прокуратура Брянского района разъясняет может ли микрофинансовая организация (коллекторы) запугивать по телефону должника при просрочке уплаты кредита?

 

Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» урегулирована деятельность микрокредитных организаций по предоставлению микрозаймов гражданам.

Положениями ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» определены способы взаимодействия кредиторов с должниками, к которым отнесены:

- личные встречи;

- телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;

- почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

Иные способы взаимодействия с должником могут дополнительно оговариваться в соглашении между заемщиком и кредитором.

При этом законом запрещены действия, направленные на возврат просроченной задолженности кредитора, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

В телефонном разговоре коллектор обязан сообщить должнику наименование кредитора, коллекторской организации, а также свои фамилию, имя, отчество.

При личной встрече с коллектором необходимо попросить предъявить документ, удостоверяющий личность, доверенность, подтверждающую его полномочия и копию свидетельства о внесении сведений о коллекторской организации в государственный реестр.

 

Ограничение встреч и звонков

 

Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания.

Ограничивается частота взаимодействия коллекторов с должником: личные встречи допустимы не более 1 раза в неделю; телефонные переговоры – 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц; телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – 2 раза в сутки, 4 раза в неделю, 16 раз в месяц.

 

Ограничение полномочий коллекторов

 

Коллектор не имеет права изымать имущество граждан.В случае превышения своих полномочий, а также нарушения законодательства о защите прав и законных интересов граждан при осуществлении коллекторской деятельности коллекторы могут понести административную и уголовную ответственность.

В случае нарушения прав, граждане вправе подать жалобу на действия коллекторов в любой правоохранительный орган, а также обжаловать действия коллекторов в органах прокуратуры или в судебном порядке.